Седьмой Гарри Поттер: сборное

1. пересказ
2. замечания по тексту

1. ГП7 - типа синопсис
(рождено в частной переписке, стиль соответствующий)

Начинается все та-та! в Малфой Менор - сценой, весьма напоминающей Марлезонский Балет (фик Faith S. и Тани Геллер) - все такие же себе на уме. Далее Гаррик трогательно прощается с Дадли, у которого вдруг просыпается нечто типа совести, и не без драчки усвистывает на мотоцикле вместе с Хагридом. Далее следует милая свадьба Билла и Флер у Уизлей, на которой в числе гостей присутствует ихняя тетка Мюриель - КОПИЯ моей тетки, аааа!! Я гений. Свадьба кончается хорошими новостями: Министру капут, мин-во под контролем УСов. Хорошо хоть Руфус успел до этого передать Гарри наследство от Дамби: книжку сказочек для Герми, зажигалку для Рона (которая фонари гасит, она потом пригодилась, т.к. выяснились экстра-фичи) и снитч, с чем-то неоткрываемым внутри.
Троица прогуливает школу, вместо чего:

1. поселяется в доме у Блэков, очаровывая таки Кричера (прекрасная линия с ним и покойным Регулусом - и трогательно и достоверно, по-моему). Там их навещает Люпин, готовый ради них бросить беременную жену, отчего получает от Гаррика по мозгам весьма не по-деццки.

2. устраивает веселуху в министерстве, пытаясь выудить оттудова хрюкс-кулон, который висит на Амбридж (Флетчер свистнул его у Кричера, а Амбридж конфисковала у Флетчера), и заодно устраивая массовый побег бизонов, т.е. евреев, т.е. осужденных магглорожденных - проворачивают все спонтанно и залихватски, молодцы.

3. отправляется в поход по брянским лесам, где уже партизанит куча народа, имеется радио Свобода и т.п., - там они болтаются большую часть школьного года, с перерывами на:

- ссору с Роном (ну все, подумала я, тут ему и капец, но нет! Ребенок вернулся к товарищам - заодно вытащив Гарри из пруда, куда тот полез за гриффиндорским мечом, который, как потом выяснится, запихнул в этот пруд по просьбе Дамби Снейп, который потом послал своего незабвенного патронуса, чтобы тот ткнул Гаррика в этот пруд носом... уфф.)

- (до того) рождественский визит в Годрикову Лощину - началось там все по-идиллически, а закончилось трыллером, но бодреньким (Акела,т.е. Волдик опять промахнулся)

- визит к Луниному папе - тут наконец-то выяснилось все про эти самые Роковые Мощи. Оказывается, это три сказочных предмета, за которыми в юности гонялись Дамби со своим закадышным другом Гриндельвальдом (ооочень закадычным)), - Палочка-Убивалочка, Воскрешающий камень и Плащ-Невидимка. Плащ - это наш плащик, камень - сидит по их предположениям в снитче, который Дамби оставил Гарри, а по совместительству является камнем из кольца Гонтов, а за Палкой сейчас вовсю гоняется Волдик по всяким странам восточной Европы, в перерывах не забывая побегать и за Гарриком (приятная разница с остальными книгами), но каждый раз с обломом. На этой самой палочке там потом все в конце и завяжется, очень сложной схемой.

- тот же Малфой Менор, по гаррькиной глупости, но ниче, зато взяли кучу палочек в заложники: Гаррикову случайно сломала до этого Герми, так что он свистнул Дракину, и она ему очень подошла *хлоп ресницами*. Удирали с боем, прихватив томящихся там Олливандера, Луну и Грипфука или как-там его, гоблина, короче.

- удрали к Биллу и Флер - передышка типа. А да, при побеге сволочь Белла угробила Добби, и Гарри его очень трогательно хоронил, в общем, это была единственная смерть, на которой я там пустила слезу.

- ограбление банка. Круто. Дедуктивным методом вычислили, что в сейфе Беллы - хаффлпафский хрюкс - и вперед. Герми косплеила Беллу. Косплеила плохо. Зато Гаррик взял и проимперил там кучу народу, хороший мальчик. Удирали на банковском драконе - люблю такие долгосрочные ружья.

4. Ну а дальше заскучали по родной школе, тем более последний хрюкс окромя Нагини был там (Гарри вообще на протяжении всей книги очень себе просто навещал мозги Волдика и все, что нужно, оттуда вычитывал. Делал ли то же самое на досуге Волдик - осталось невыясненным, но упоминалось, что ему сие противно, т.к. Гарри слишком эмоционально переживает за других, ну или как-то так.) Саппарировали в Хогсмит, где их немедленно чуть не сцапали, если бы не трактирщик - брат Альбуса - патронус которого очень удачно оказался КОЗЛОМ))) - Гарри запустил своего против дементоров, а Абертфорт сказал, что это был его патронус, и что вы, УСы, все тупые, раз путаете Козла с Оленем, было очень смешно. Аберфорт оказался своим в доску ворчуном, рассказал им много чего пикантного из жизни юного Альбуса (т.е. если в 6-ой нам раскрывали молодые годы Т.Риддла, то тут А.Д., для симметрии. Про него даже Рита книжку написала и пр. Мелодраматическая история с сумасшедшей сестрой, временным помутнением мозгов Гриндельвальдом и т.п ., очень опять же трогательно. Самый человечный человек и т.п.), и открыл прямой проход в школу - по которому потом стали слоняться туда-сюда немыслимые кучи народа, бедолага Аберфорт.

5. Ну, а в школе уже пошел настоящий расколбас... Дыректором там был типа страшный и ужасный товарищ Снейп. О степени ужасности можно было понять из тонкого намека: еще в лесу до троицы дошли слухи о восстании против его замов (тех гадских брата и сестры с башни), поднятом Невиллом и Джинни, которым Снейп потом назначил страшнейшее взыскание - поход в Запретный лес с Хагридом!)) Тут уже и без всяких спойлеров все стало ясно.
Гаррик тут же покруциатил брата-садиста (он у нас теперь такой, да. Но мне очень понравилось), и вступил в контакт с Минни. Вот тут бы и Снейпу раскрыть карты, что он, может, и хотел сделать, но. В итоге только картинно подрался с Минервой и смылся из школы - на свою погибель, очень жаль.

Короче, поиски Ровениного хрюкса вылились во всеобщее побоище, т.к. к школе подоспел Волдик со свеженайденной Палкой-Убивалкой (наконец-то дошло, что Гарри уже почти хрюксы словил), и все бросились 1. эвакуировать малышей 2. отвлекать упсов, великанов и пр. братию, чтобы Гарри спокойно искал хрюкс. Поражаюсь английской вежливости и предусмотрительности.
А Палку-то Дамби отхватил от своего дружбана Г., так что она все время валялась в его могиле. Палка такая - типа непобедимая, но работает, только если грохнешь ее прежнего владельца (а Дамби, между прочим, не убил Г., т.е. она у него не в полную силу работала, фаны еще не заметили этот момент). А то нового не будет уважать. Короче, логика тупого Волди теперь понятна: че-то палка все равно тормозит, значит надо убить того, кто убил Дамби, т.е. Снейпа, ну и привет. Тупой он, т.к. не знает, что Снейп палку в руки не брал, только Драко (а потом бросил что ли? надо 6-ую проверить), т.е. как хозяин не отметился. Так что убивать его было нафик-нафик. А еще тупой, т.к. не сообразил, что хоть гаррикина кровушка и в нем, но в самом Гаррике она никуда не делась, поэтому хоть какой палкой, а нифига он его не убьет. Но это все потом.

А пока драчка капитальная, все-все-все, даже Кричер прискакал, и Перси, и Невиллова бабка, много кого грохнули ради эпичного нагромождения трупов, в процессе ребятки удачно прикончили остальные хрюксы (их можно было не абы как, но грифф. мечом, например, т.к. он ядом пропитался, но его заныкал Грипфук, когда банк грабили) - надрали василисковых зубьев, и нашли Ровеновскую тиару - не без невольной помощи Драко с К. и Г. - Кребб даже погорел на этом деле - с летальным исходом, но сам виноват.
А потом поперлись в Хижину Нагини кончать, и там Гарри застал душераздирающую сцену со Снейпом, Волдик ему типа извини, мол, но придется тебя фигакнуть из-за палочки... И фигакнул. Но народ не верит, что смертельно - вон, Артура змеюка куда сильнее покусала. Тем не менее Снейп слил Гарри избранные места из воспоминаний и картинно остекленел глазами. Чез. Больше мы с ним не сталкиваемся - тело оставлено на растерзание фанатам.)))

Дальше началось самое интересное. Волдик объявил на всю ивановскую, что дает всем передышку, но если Гарри за это время не придет к нему в лес убивацца, то он последний трус и редиска. Гарри быстренько просмотрел Снейповы мемуары - Лили-Лили-Лили, и чихал Снейп на всех остальных, сильно утомляя этим Дамби (хотя к концу очеловечился - даже ухо Джорджу в самой первой драчке откусил нечаянно), но что его куда больше заинтересовало, так это новость, что оказывается, как и предсказывали фанаты, в Гаррике таки тоже сидит случайный хрюкс, значит он должен дать Волдику себя убить, иначе никак. Даже Снейпа слегка расстроил факт поросенка на заклание, но Гаррик повздыхал и поперся таки в лес, а что делать. Успев предупредить Невилла, что кто-то все-таки и о Нагини должен позаботиться.

Ну, пошел, открыл таки снитч по дороге, при помощи камушка вызвал на моральную поддержку призрачных Мародеров с мамой, дал себя савадить, аки Jesus Christ, попал на сеанс клинической смерти в компании Дамби, который просвятил насчет того, что "размер значения не имеет", т.е. Палка-Убивалка - это фигня по сравнению с защитой в крови, и чтоб учитывал на будущее, что раз у него Дракина палка, то Палка-Убивалка почувствует, что та круче, т.к. ее владелец... см. выше, если я ничего не перепутала, так что все пучком, тем более, что Гаррин личный хрюкс теперь угрохан самим же Волдиком - вон он валяется в виде мерзкого гомункула (а у меня был похожий фик)), так что все пучком вдвойне.

Очнулся, прикинулся мертвым, и тут Волди ему очень подмастил, послав Нарси проверять, жив пациент или как (его самого тоже слегка грохнуло взрывной волной), а той - как и Люцу - уже все было пофигу, кроме одного: жив ли здоров их ненаглядный сыночка. А сыночка как раз был вроде как жив, т.к. при последней встрече Гарри его вытащил на метле из огня, в котором погорели Кребб с тиарой-хрюксом, что Гарри ей вкратце и сообщил, так что Волди от нее пошла деза, что покойник мертв, можно гордо идти обратно в Хог (т.е. к сыночке). Шествие с бедным Хагридом (его заловили пауки-предатели) с Гарри на руках было весьма потешным трогательным, а еще потешнее были разбирательства у ворот, мол, вот вам ваша Катерина, сдавайтеся теперь по-хорошему, нам нужны юные волшебные кадры, а будете артачиться - буду брать в Хог только Слизеринцев, а остальным шляпа будет типа электрического стула. Что Волдик и попытался продемонстрировать на примере шляпы и Невилла, но тут уж даже Гарри подскочил, а Невилл, не будь дурак, стянул горящую шляпу, вытащил из нее таки меч (Грипфук обломился), и отхватил Нагини башку - аааа! Моя любимая сцена.

Тут пошла драчка номер 2, в которой Молли эффектно замочила Беллу, отомстив за Фреда, Тонкс и Люпина, о смерти которых фандом недоумевает до сих пор, но Тонкс хотя бы родить успела, а Гарри с Волдиком наконец-то походили кругами аки два волка, причем Гарри еще и предупреждал, типа покайтесь дяденька, вам амнистия будет, и даже рассказал про казус с палками и насчет того, что раз он себя пожертвовал, то теперь его любовь защищает от Волдика аж всех, но Волдика не проняло, на чем и погорел от собственной отбуксовавшей авады. А хрюксов больше не было, вот и поглотила его сия пучина... Ну, тут все стали радоваться, конечно, даже примкнувшие втихаря Малфои...

Усе, дальше только невразумительный эпилог. У всех жены, у всех дети, противно, прям как конец "Войны и Мира", где Наташа Ростова с подгузниками. Ну, почти. Она хотела подробно там все расписать, кто кем стал, но не понравилось, что слишком набито выходит. И зря. Надо было стилизовать под концы голливудских фильмов - типа: "Парвати вышла замуж за принца Вильяма. Кингсли стал премьер-министром у магглов по совместительству (от лейбористов). Оливер Вуд истратил честно награбленные у УСов миллионы и стал кришнаитом. Северуса похоронили за плинтусом. Кричер женился на Винки" ну и т.п. Было бы очень стильным подарком фанатам.



2. ГП 7.
Подробности.

Седьмая книга не могла понравиться или не понравиться – слишком она была для этого кхм судьбоносной. Т.к. убили кого-то или нет – умерли в итоге ВСЕ. Потому что это конец, финал, финита ля комедия, окончательная точка, обжалованию не, и т.п. Нам-то, фикрайтерам и ридерам, море по колено, но впечатление удара обухом по голове – не в смысле содержания, в мысли "это конец всему" – конечно, было. Читать ее поэтому не хотелось страшно, но затянула она тем не менее мгновенно, восторженных воплей по ходу было весьма и весьма много, и все это позволяет сделать субъективный вывод о том, что книга таки удалась.

А теперь к деталькам. Без общей системы, по видам зацепивших моментов.

Ружья:

Вообще все "ружья" у Ролинг можно разделить на сюжетообразующие и фонообразующие. Как правило, сюжетообразующая деталь одной книги так и остается ее "товарным знаком" и, раз сработав, больше не используется в других (во избежание чрезмерной эксплуатации и эффекта deus ex machina – ср. появление Клювокрыла в последней битве, ну ладно, за компанию, но откуда он там взялся-то? Видимо, вернулся к Хагриду).
К таким сюжетообразующим деталям относятся, например, Фордик, Времяворот, зелье Удачи и т.п. Фонообразующие же детали – правда, не все, но многие из них – т.е. не игравшие значимой роли в сюжетах предыдущих книг, в седьмой вдруг оказались сюжетообразующими, создавая каждый раз приятный эффект: "аааа, вот для чего оно было нужно". Правда, от обилия выстрелов к концу тоже стала немного уставать.
Итак, выстрелили (только из тех, что выписала):

- Оливандер и Питер (но про этих сразу было понятно, что они будут сюжетообразующими)
- таки зеркало
- дурацкий казалось бы Deluminator
- многие полузабытые заклинания (типа Вингардиум Л.) и оборотное зелье – казалось бы "фирменный знак" второй книги, ан нет, тут им все упились до безобразия, и вообще пригодились практически все примочки, выученные в школе за 6 лет
- вся эльфийская тематика, от Добби до Герми (исключая ейное вязание шапочек, слава Мерлину)
- Финеас – и просто приятно, что опять проявился, и сработал в 2-х случаях
- Грипхок и гоблинские войны
- дракон в Гринготтсе
- Серая Дама (ого!)) (ну и барон))
- статуя в комнате спрятанных вещей
- меч Годрика (он явно не доиграл во 2-ой)
- Васины зубки (хотя они уже вроде как отстрелялись, но, видать, мало)
- переливание крови (тоже было предсказуемо)
- кентавры
- квиддич! Вот, кривили нос, нафиг, мол, квиддич, а ведь как отлично срабатывали по меньшей мере в двух важных случаях навыки Ловца.
- конечно, Невилл как "второй мальчик" (от ollg@)

Не выстрелил:
- мороженщик Фортескью (а вот Стен Стирпайк хоть кое-как, но проявился)


Параллелизмы (тоже не полный список):

Это родственное ружьям явление: события 7-ой изящно перекликаются с событиями других книг. Также случаются и параллелизмы внутри самой книги, но это для Ролинг не редкость. Параллелизмы еще лучше ружей скрепляют текст(ы), придают им структуру и гармоничность.

- Вольдеморт использует палочку Люца вначале (фигово) – Гарри палочку Драко в конце (успешно) – внутренний //-зм (больше про палочки см. чуть ниже)

- Три параллели начал 1-ой и 7-ой книг:
-- Хагрид привозит/увозит Гарри на мотоцикле
-- что пришло, то ушло – гибель Хедвиг это тоже обратный //-зм (хиазм)
-- Волдик опять не достает Гарри

- Гарри – крестный Тедди Люпина – конечно, отсылка к Сире и Гарри

- внутренний параллелизм: налет на министерство/налет на Гриннготс

- история Тома в 6-ой - история Альбуса в 7-ой

- Люпин и Тонкс – ассоциация как с Джеймсом и Лили, так и с Лонгботтомами (Тедди вырастет у бабули и с нормальным папой-крестным), так что символически очень значимые смерти

- Хижина - роковое для Снейпа место: здесь его чуть не сожрали в юности, здесь его нокаутировали в 3-ей книге, здесь он и *всхлип*

- То, что Снейпа кусает Нагини - это скорее не параллелизм, а символ: Снейп гибнет от своей "слизеринской" испостаси (но есть и более логичное объяснение*). Еще параллелизм тут (обратный) со Снейпом, побеждающим змею во второй книге

- в 6-ой Снейп убивает Дамби, потому что "так надо", в 7-ой - уже Волди Снейпа, и тоже т.к. "так надо" (ему). Интересный обратный параллелизм, повязанный на констелляции "слуга 2-х господ";

- Любоффь: Лилина защищает Гарри в начале, Гаррина защищает всех-всех-всех в конце, это ужасно патетично, но и сильно.

- Палочки (ох уж эти палочки):
Единственное, в чем соглашусь с рецензиями Constance Ice: с фаллической символикой в книге явно был перебор. Сравнение палочек с понятно-чем уже было удачнейшим образом проведено Valley в одном из ее чудесных фиков (нет ссылки), в книге же из-за постоянного сноса мыслей в нехорошую сторону к концу становится чертовски трудно следить за всей сюжетно-палочной логикой – палочка такая, палочка сякая, тот дал, этот не взял и т.п. С другой стороны, наша беда в том, что мы, слишком поверхностно интерпретируя Фрейда, видим в фаллических символах исключительно эротику, а ведь это в корне неверно. Никакой эротики в фаллосе нет. Поэтому в умных книжках всегда четко различают фаллос и пенис. Пенис – это про секс, Фаллос – это про секс, символизирующий Мощь и Власть, и чаще всего среднее звено секса тут вообще опускается. Т.е. когда на протяжении книги все кому не лень меряются пип... пардон, палочками (Люц (his poor stick!!))) и Волдик, Гарри и Драко, Гарри и Герми, Волдик и Гарри, палка Смерти противу всех и т.п.), речь, конечно, не о хо-хо, а просто о том, кто круче. Но хо-хо, воленс-ноленс, тоже лезет в голову, на то оно и хо-хо. Когда Гермиона лишает Гарри палочки, а он впадает в депрессию – вот он где, весь ужас кастрации, да еще и женщиной-Монстром. Но в конце Гарри молодец – чужой хотя и больший фаллос ему и даром не нужен, т.е. за властью не гонится.

- от Бурная Вода: "закольцовка уничтожения первого и последнего хоркруксов: меч из шляпы, и то, что первый уничтожил Гарри, а последний - Невилл."

- "замечание Гермионы Рону в одной из первых глав:
-Ты маг или нет?
повторяющее то, что сказал ей Рон в ГП1"

- от Яэль: "во время последней дуэли с Волди, Гарри использует тоже заклинание, что и на кладбище. И как в первой книге Волдеморт погибает от собственной авады."

Общелитературные и -культурные ассоциации (интертекст):

- гениальная сумочка Гермионы – родственница ковровой сумки Мери Поппинс
- снитч у нас прям как Кольцо Всевластья, только что в рот надо засунуть вместо камина
- магглорожденные – разве что нашитых желтых звезд не хватало
- "For the Greater Good" – практически "Arbeit macht frei"
- глава со свадьбой напоминала Крестного Отца, все красиво, красиво, но вот-вот начнется пальба.
- меч в пруду = меч в камне (и засунут с той же целью – чтоб вытащил достойный)
- а задорная схватка Макгонагалл и Снейпа напоминает драчку Морганы и Мерлина из уже мультика про "Меч в камне"
- размножающееся от прикосновения золото в сейфе: ребята почти повторили судьбу царя Мидаса.
- типа мертвый Гарри – вылитый Аслан из Нарнии. Разве что не обрили.


Ассоциации с фиками:

- версию "Ролинг скрывает патронус Снейпа, т.к. тот поможет Гарри, который его не узнает", т.е. косвенное доказательство хорошести Снейпа я уже давно углядела в англояз. жж, и она мне страшно нравилась. И правильно, как оказалось.

- все, конечно, углядывают в "манипуляциях" Дамби БИ, а я – Магистерий Мери-Энн, там есть почти прямые цитаты. Но все же тутошний Дамби оказывается посимпатичнее Магистерия.

- поход через портрет – что-то похожее было у DieMaerchen в Пряностях, и не только.

- конечно, хоркруксный Гарри – торжество читательского интеллекта))). А я-то не верила.

- сама угадала: что Муди в покойниках (WG и еще где-то, он превосходный экземпляр на убиение), что Гарри любит смотреть ТВ (WG); а Флер и Билл как два Гарри Поттера напомнили мне собственных Перси и Пенелопу как близнецов Уизли (Союз Рыжих); ну и самый приятный бальзам на душу – придуманная мной тетка Уизли таки вошла в канон! – 100%-ное попадание в характер (WG).


Приятности:

- ажиотаж в Пророке вокруг еще не вышедшей Ритиной книги подозрительно напоминает шумиху вокруг самого ГП (какие там секреты и пр.)

- Что за прелесть эти сказки! (и заодно – волш. суеверия) Вообще неожиданное появление 3-х новых артефактов совершенно окупается их архетипическим происхождением. Т.е. – раз оно из сказки, из эпоса (хоть нам и неизвестного), тогда ладно. P.S. А синдирелла – это, конечно, такая болезнь.)

- люди ругаюцца (arse! BITCH! OMG) и фигачат Непростительными направо и налево, это круто и стильно. Заметим, что Авадой НИКТО из наших так никогда и не воспользовался, т.к. одно дело слегка проимперить кого-нибудь ради мира на земле или даже скруциатить очень нехорошего человека за дело и в благородном порыве, а другое – поставить на себе печать Волдеморта (что для меня в 6-ой было четким знаком обреченности Снейпа – несмотря на все мотивы).

- полуголые маггловские девушки в комнате Сири – как это трогательно.

- пассаж Гарри про родителей, для которых самое главное – это дети (что для Герми работает и в обратную сторону – про нее см. ниже), в разговоре с Люпином. Это, конечно, голос самой Ролинг, мамы, прямым текстом, Гарри тут типичный "резонер", глашатай авторской позиции – в общем, несвойственной подростку, но не такому, как наш Гарри, и это все тоже очень трогательно – особенно для остальных ненормальных мамаш.))
- и кстати, именно следование этой генеральной идее – "дите главнее всего" является залогом выживания Малфоев. Вся эпопея с шепотом Нарси, поисками Драко и примыканием к толпе победителей – это ее иллюстрация. Ну и, конечно, типичные Малфои, везде уцелеют. Лапули.
- а папа Луны хорошо усложняет эту идею, показывая, что и тут не обойтись без душераздирающего морального выбора
- ну а Снейп тут проваливает экзамен целиком и полностью. Но. Он не родитель - хотя мог бы и войти в положение. Гарри для него прежде всего не Лилино сокровище, а причина ее возможной - а затем и реальной гибели (каковую причину Снейп сам же... - ыыыы, но про трагизм ситуации Снейпа см. ниже). А кроме того, он все же заботится о Гарри - хоть и по своим мотивам, но (тут опять придется подождать до поддтемы "Снейп")

- Гарри читает граффитти у ворот развалин своего дома – мол, давай, Гарри, мы с тобой, и ему становится легче на душе. Мораль: Вот она, сила фандома.))

- шикарная сцена целующихся фантомов Гарри и Герми – месть всем пампкин-паевцам!

- Радио Potterwatch – а нет, случайно такого фанатского сайта, или я что-то путаю?

- в пятой кн. Снейпа сравнивали с комнатной собачкой, а теперь с корзинкой, очаровательно (549)

- (читая, сослепу) Волди: Где Григорович? – Долли: В Большом театре, дурак!

- охотники за головами магглорожденных прозываются Snatchers. Еще чуть-чуть и были бы Slashers, я тут вижу скрытую угрозу)) – особенно ввиду преимущественно негативных гомоэротических аллюзий: сплетни Скритер про Гарри/Дамби и где-то еще про Гарри/Волди (?), высказывания Дадли в 5-ой и т.п. На общем фоне торжества гетеронормативности (= всем построиться парами м/ж), все это выглядит удручающе. Зато! Имеется нежнейший, хоть и печальный пейринг Дамби/Гриндельвальд – и вполне каноничный, ничего присочинять не надо, все есть в подтексте. Гарридраки в подтексте тоже имеются, но они куда менее "реальны" по ср. с Д/Гр.

- отличный ход – не ставить Волдика во главе Министерства. Подобные "официальные" варианты были ошибкой всех фанфикеров. Как только человек надевает корону, он становится уязвим. Остается в тени – пугает всех. Может, для СССР с повальной преданностью вождю это и не работает, но для рассеянного сообщества волшебников, которое практически ВСЕ состоит из как всегда сомневающейся "интеллигенции" вариант нелокализуемой и вездесущей жути – идеален. Так можно держать в страхе, разброде и подчинении кучу народа, пользуясь услугами сравнительно малого количества людей. И никакой там внутренней организации УС, о которой так любят порассуждать фикрайтеры. Бюрократия только подрывает изнутри. Достаточно напугать – и люди сами посадят себя на цепь, устроят на себя же охоту, будут сдавать своих и т.п. Принцип Тараканища. Ключ всегда не в верхах, а в людях – см. и нашу страну.

- волшебники как "другая реальность" – интересное замечание мелкого Снейпа

- битва в школе – роскошный финал, пусть и с пережимами

- самой таинственной тайной книги (и это приводит меня в бурный восторг) навсегда так и останется вопрос: ЧТО ЖЕ АБЕРФОРТ ТАКИ ДЕЛАЛ С КОЗАМИ?!! Аааа!!!


Накладки:

- в 6-ой книге, если мне не изменяет память, говорилось о том, что малолетние волшебники могут колдовать и дома, если там есть волшебники-взрослые, т.к. Минмагии не может распознать точный источник колдовства, только его локализовать. Это противоречит всей идее Следа (Trace) в 7-ой.

- Ну и опять 25 – все заклинания нельзя, а Люмос можно.

- А вот почему заклятия Шизоглаза в доме Блэков не исчезли с его смертью? (Видимо, т.к. проклятия не исчезают, в отличие от простого колдовства).

- А чего бы не послать Кричера в министерство спереть кулон, раз послали за Флетчером? (или туда и эльфов уже не пускають?) (P.S. А вот вход через туалет – это перебор. Даже для мин-ва. Фи.)

- так палочка все таки нужна для аппарации? (брит. детское издание стр. 226), а в 6-ой казалось, что нет, или я забыла.

- нафиг они перевешивают кулон друг другу на шеи, когда можно было положить его в Гаррин нашейный мешок от Хагрида? Там и воздействовал бы, наверное, меньше.

- сначала Дин говорит, что папа его неизвестен, а потом радио сообщает, что его "родители волнуются". Может, отчим, кто его знает.

- как и полагается истинному книжному злодею, Волдик тяяяянет. Сначала дает полчаса на подготовку, потом еще час на приход Гарри. Щедрость можно оправдать тем, что ему самому надо подогнать силы и т.п., но что-то мне это было слишком клишеобразно и в угоду сюжету.

- че-то я не верю, что Рон вот так взял и заговорил по-змеиному. Притянуто за уши ради хрюкса.

- (от rakugan) из письма Лили Сириусу видно, что Дамби забрал Плащ еще летом, а сам он говорит Гарри на Вокзале, что только за пару дней до убивства.

- где были дементоры во время последней битвы и что с ними случилось потом?

- смерть Фреда. Все остальные смерти легко можно оправдать, смысл этой я не понимаю. Ни в сюжетном (типа заслонил собой Джорджа), ни в символическом смысле она ничего не дала. Только чтобы Белла могла лучше раздразнить Молли, упомянув "Фредди"? Ну так Молли это и так не требовалось, а вообще чисто психологически, трудно себе представить, что только что потерявшая ребенка мать найдет в себе силы драться (но все возможно). А во-вторых, откуда Белла вообще знает, что Фред погиб? Никем из ее сподвижников он убит не был. Можно подумать, было у нее время ходить и осматривать покойников, ага.
То, что убит один из детей Молли и Артура – это еще полбеды. Для меня смерть Фреда – это как смерть одновременно Фреда и Джорджа. Один не может без другого. А убить обоих – это как убить весь смеховой элемент книги, они же его олицетворяли. Может быть, Ролинг таким символическим способом попрощалась с детством (= несерьезность, дуракаваляние, хулиганство и т.п.) – книга ведь и об этом тоже.


Несомненно рулят:

- про Гарри я вообще молчу

- Дадли – а ведь не выходит из характера
(и кстати, тоже подкрепляет родительско-детскую тему: Дурсли были Гарри такими отвратными приемными родителями, что могли бы заплатить посильнее, даром что магглы. Но их искупает любовь к Дадли - и не в последнюю очередь вот это прощальное поведение самого Дадли - "ничто человеческое...")

- Кричер! Вот такой бы и Снейпу разворот на 180 градусов! Ах.

- Бабуля Невилла! Gran on the run – в надпись на аватаре.

- ну и сам Невилл – господи, какой чудесный мальчик и как все здорово и правильно с ним получилось.

- Hermione is god. Гермиона молодец. И начиная с родителей. То, что она сделала – это прежде всего самопожертвование. Да, решила за других. Но говорить о свободе выбора тут смешно - понятно ведь было, что в противном случае они обречены. Нужно очень сильно любить и очень сильно не думать о себе, чтобы на такое решиться.
А ее афоризьм "Mudblood and proud of it" хочу себе на футболку.

- Аберфорт прекрасен, а каков характер. (P.S. сестру надо было назвать не Арианой, а Ариадной – она как нить ведет из портрета в Хог. Было бы мифичней и благородней.)

- Ну, Перси, окей... Вот если бы его еще убили вместо Фреда – цены бы ему не было. Было бы и "правильней" в мифологическом плане, и менее жалко.

- Трелони c шарами – ю-ху!

- Финеас – прелесть, особенно, когда говорит, что Слизерин тоже приложил лапу к победе.

- СНЕЙП:

1.) В смерти Снейпа косвенно прошу винить 1. Дамби (чего не сказал четко, что палку надо забрать?!) 2. Гарри – не спер бы фотку из старушкиного дома и не потерял бы ее, Волдик не вычислил бы Гриндевальда. С др. стороны, все равно бы вычислил.

2.) А вообще смерть Снейпа – это фатальный рок судьбы по-любому и логичное завершение жизни истинно трагического героя – классического, из Софокла с Еврипидом, жертвы богов и случая, упорно не сворачивающего со своего страшного пути к неизбежному концу, совершающего подвиг за подвигом – которые никто (кроме Бога номер1) не сможет оценить, одержимого одной идеей и страстью... Ыыыы...

Вах, и кто-то тут еще чем-то недоволен?!

И, конечно, трагический герой отнюдь не идеален – был бы идеален, не был бы трагическим героем. Он всегда flawed, с изъяном. Но и марионеткой его тоже не назовешь (хотя герой греческой трагедии – это именно марионетка, так что тут мы уже переходим к шекспировской). Он такая же марионетка, как Дамби – манипулятор. Причем тут манипулятор, я вас умоляю. Все что они оба ни делают, они делают не ради игры, а ради чертовски благородной цели, служению которой они ОБА добровольно посвятили свои жизни. Целиком и полностью. То что со стороны кажется манипуляторством – логичные действия в правильном направлении (ну, не без ошибок). Дамби при этом еще и из кожи вон лезет, чтобы не навредить, а Снейп вредит, т.к. нет выхода. Сам сознался. Да, Снейп служит не столько ради победы над В. и спасения Г., сколько ради Лили, да, отсюда у него и изъян, а Дамби уже все искупил, поэтому он и бог, а Снейп – только герой. Но главное – это то, ЧТО он в итоге делает, и делает, хоть и выполняя приказы, но по собственной воле. Он – Монте-Кристо, который выбрал действовать не в одиночку, а в подчинении. Но ведь не у кого-нибудь, а там, где он "сработает" наверняка. Ну, и сам получит статус, крышу над головой (в обоих смыслах) и стабильную зарплату. Снейп есть Снейп.

Спасибо, что при всей этой высокой трагедийности, Ролинг сохранила нам под конец воспоминаний хоть немного снейповского сарказма – детские в этом смысле разочаровали своей прямолинейностью и плоскостью характера. Фирменная двойственность персонажа – сочетание комизма (вылет из окна и снейпообразная дырка) и ангста (финальная сцена) – тоже частично уцелела, и это немного согревает, т.к. все же хоть как-то и чуть-чуть выбивает его образ из хоть и величественной, но плоской колеи. И дает нам хоть небольшие, но дырки, куда вставить свое золотое слово.

UPD. Кстати, и Ролинг не считает Снейпа "героем", т.е. тоже подтверждает в нем двойственность - противный, хоть и храбрый и т.п. Все-таки он уникум.
http://www.msnbc.msn.com/id/19959323/

И вот еще цитата от Ролинг, почти совпадающая с см. выше:
Lechicaneuronline: Do you think snape is a hero
J.K. Rowling: Yes, I do; though a very flawed hero. An anti-hero, perhaps. He is not a particularly likeable man in many ways. He remains rather cruel, a bully, riddled with bitterness and insecurity - and yet he loved, and showed loyalty to that love"

__________________
*
Смерть по расчету
Или логикa Snape's Last Stand

Разберем последнюю сцену со Снейпом, начав с наиболее часто задаваемых вопросов:

ВОПРОС 1:
Почему Нагини?

Ответ 1 (красивый, но мимо кассы): Нагини это просто символ "слизерина" – как бы все плохое, что было в Снейпе, его и убило.

Ответ 2 (правильный): Волдик боится использовать Палочку-Убивалочку против ее, как он думает, настоящего Хозяина – т.к. может срикошетить.

ВОПРОС 2:
Почему бы Снейпу, сильному магу, вооруженному палочкой, не убить Нагини? (Как он справляется со змеями, мы видели во 2-ой книге).

Ответ (предварительный, т.к. вопрос поставлен неправильно): Снейп знает, что Волдик все равно его не выпустит и не успокоится, пока не убьет. У него и без авады способы найдутся. А Снейп устал.

ВОПРОС 3:
Но ведь Снейп также знает, что он – настоящий Хозяин Палочки (Волдик сам сказал), значит, у него сейчас есть нешуточный шанс не только против Нагини, но, в первую очередь, против Вольдеморта. Почему бы им не воспользоваться, и если и не прикончить В. (на это есть Поттер), то хотя бы не удрать с почетом?

Ответ 1 (неинтересный): Снейп не настолько храбр. Кишка тонка восставать против В., даже с козырем на руках.
Но: даже у трусов (а Снейп далеко не трус) имеется инстинкт самосохранения.

Ответ 2 (логичный): Снейп может подавлять инстинкт самосохранения только по одной причине: так как заранее ЗНАЕТ, что Палочка – лажа, никаким ее хозяином он не является, и именно ПОЭТОМУ необходимо дать себя убить. Чтобы В. поверил в иллюзию, что именно он теперь – Хозяин Палки (и не гонялся больше не за кем, включая, например, охраняемого Снейпом Драко, хотя не факт, что Снейпу известны все эти тонкости), - что даст хороший шанс против него если и не Поттеру (тот тоже обречен), то тем, кто ударит по Волдику после него.

Вот и все.
И тогда понятны все эти "давайте я вам принесу Поттера". Дело не в отвлекающем маневре, а в том, что Снейпу срочно надо проинформировать Гарри насчет хрюкса перед собственной неизбежной смертью. Он пытался сделать это еще в Хоге (и если бы вместо драки с Минни выпустил патронуса, то может быть, и получилось бы, хотя не факт, но потом все равно пошел бы на заклание), пытался сейчас, но получилось только непосредственно перед смертью – зато хотя бы не надо было уже ничего доказывать Поттеру.

 

к оглавлению



Further info on hero and related to flawed
HTML copied by FREE Go FTP Client